Новости РСПМ и компаний

12.07.2020 Обзор по круглому столу производителей изделий из оцинкованного и окрашенного проката


Пандемия коронавируса нового типа серьезно повлияла на ситуацию в различных отраслях. Из-за введенных жестких ограничений в отдельных регионах «поставили на паузу» целые сферы. В том числе приостановилась деятельность такой важной для экономики отрасли, как строительство. Все это не могло не сказаться на поставщиках строительных материалов, к которым также относятся изделия из сталей с покрытиями. В конце мая производители таких изделий и конструкций в онлайн-формате проанализировали сложившуюся ситуацию и поделились планами на ближайшее будущее. 

Участники рынка отметили серьезное замедление продаж в апреле — начале мая, особенно в Центральном и Южном федеральных округах. Но после частичного снятия ограничений, когда активно заработали строительные объекты, ситуация заметно улучшилась. М. Лопатин, коммерческий директор Компании Металл Профиль, отметил, что в апреле обороты компании сократились на 10% по сравнению с АППГ. Спад произошел в основном в сегменте трехслойных сэндвич-панелей. В мае тенденция сменилась, и по итогам двух месяцев компания показала снижение оборотов всего на 4% — это неплохой показатель, если учесть, что в апреле ВВП сократился на 28%, траты населения — на 22%, а оборот розничной торговли — на 23%. 

За этот период серьезно активизировались продажи частным покупателям, заметно вырос интернет-трафик и запросы через колл-центр. Многое из того, во что вкладывался Металл Профиль в последние два-три года, показало свою нужность и эффективность в условиях экономических и эпидемиологических ограничений. По оценкам М. Лопатина, если сложить объемы продаж металлопродукции через онлайн-площадку с теми, которые реализуются через колл-центр, то в некоторых регионах доля подобных «виртуальных» продаж доходит до половины общего объема. Руководитель Металл Профиля уверен, что эти инструменты и дальше будут активно развиваться, что поспособствует более активному переходу продаж в онлайн-формат. 

И. Гарипов, заместитель управляющего директора компании Казанские Стальные Профили, рассказывая о ситуации в Татарстане, отметил, что республиканские власти одними из первых ввели очень жесткие ограничения на работу и передвижение населения. В Казани был введен пропускной режим, перекрывались въезды в город. 

Согласно официальной статистике, объемы строительства жилья заметно снизились еще в начале года, что вызвало негативные ожидания у участников рынка и обеспокоенность органов власти Татарстана, которые начали предпринимать определенные усилия по стимулированию строительного сектора. По мнению И. Гарипова, это позволяет надеяться на повышение спроса на изделия из сталей с покрытиями в текущем году. 

В Южном федеральном округе также были введены жесткие ограничения в экономической деятельности. По словам Л.Братченко, заместителя генерального директора компании Кровельный центр, в марте пришлось приостановить работу всех филиалов компаний, а затем, по мере ослабления требований в различных районах округа, поэтапно ее возобновлять. Несмотря на то что работа полностью восстановилась только в конце апреля, за этот месяц Кровельный центр вышел на уровень продаж, сравнимый с АППГ. Этого удалось достичь, в первую очередь, за счет продаж частным клиентам — видимо, режим самоизоляции подтолкнул население к обустройству жилья, проведению ремонтов, строительству и т.д. 

В Башкирии основной доход в региональную экономику приносит сектор нефтедобычи и нефтепереработки, который в этом году в связи с падением цен на нефть на мировом рынке начал подавать тревожные сигналы. Р. Нагаев, учредитель Башмодульстроя, ожидает снижения инвестиционной активности таких компаний и, соответственно, спроса с их стороны на различные конструкции и другие строительные материалы. 

В сложившихся условиях компания планирует сохранить свои позиции на рынке за счет расширения регионального представительства. По словам Р. Нагаева, в последнее время небольшие производители кровельных и фасадных материалов уходят с рынка, продавая свое оборудование и бизнес более успешным игрокам. И если раньше Башмодульстрой не планировал приобретать такие компании, то сейчас, возможно, это станет одним из направлений территориального расширения производства. 

Рассказывая о развитии интернет-торговли в своем секторе, Р. Нагаев описал ряд трудностей, с которыми пришлось столкнуться. В частности, он отметил высокий процент за эквайринг (3—5%), при том что маржа при продаже продукции — 5—8%. Кроме того, при использовании в работе с частником мобильного банка ему необходимо вручную вводить платежные реквизиты, что для многих покупателей является довольно большой сложностью. В результате компания теряет часть потребителей. 

В более выгодном положении оказались компании, работающие в нескольких регионах. Так, М. Шульпин, исполнительный директор ГК МАЯК, рассказал, что и в Сибирском, и в Приволжском федеральном округе удалось не допустить остановки производства, благодаря чему даже в апреле компания увеличила выпуск продукции на 5% по сравнению с АППГ. 

Он добавил, что в последнее время заметно возросли требования потребителей к качеству поставляемой продукции. Также поступают запросы на нестандартные решения: например, на сэндвич-панели с облицовкой из нержавеющей стали или алюминия, нестандартной ширины и т.п. Чтобы отвечать на подобные требования ГК МАЯК продолжает модернизировать оборудование. 

Ю. Елисеев, руководитель ГП «Стальные конструкции», заявил, что компания активно работала в апреле—мае. Заказы на уникальную продукцию — профнастил с высокой гофрой — позволили загрузить оборудование в две смены, а поставки осуществлялись вплоть до Дальнего Востока. В итоге объемы производства в этот период оказались на 25% выше, чем в АППГ. Помимо проектных продаж увеличилась реализация и частным клиентам. 

В мае ГП «Стальные конструкции» запустила новую линию продольно-поперечной резки, позволяющую резать прокат на штрипс, а также осуществлять рубку листа. 

В этом году компания освоит два новых инструмента для производства профнастила с гофрой 105 и 135, а также планирует усовершенствовать оборудование, предназначенное для производства профиля СКН153 и СКН127. 

Е. Свеженцев, коммерческий директор холдинга Стройсистема, рассказал, что сотрудникам компании удалось получить крупные заказы в I квартале 2020 г., благодаря чему в апреле и мае загрузка производства была довольно высокой. Большим подспорьем в этот период стали заказчики из Сибири, с Дальнего Востока и Урала, где строительная деятельность не приостанавливалась. 

В свою очередь, Е. Осипов, генеральный директор ГК «Монтажстальконструкция», сообщил, что рынку в целом и компании в частности помогло строительство инфекционных больниц и военных госпиталей — Монтажстальконструкция активно участвовала в поставках продукции на эти объекты. 

Кстати, в прошлом году компания провела серьезный ребрендинг, и в настоящий момент вся готовая продукция продается под брендом SteelX. Более того, она планирует наращивать долю в сегменте переработки сталей с покрытиями. Так, в июне на рынке появилась водосточная система SteelX. 

Расширяет производство и компания Техностиль, рассказал ее акционер А. Ломалин. В прошлом году холдинг приобрел 50% Киреевского завода металлоконструкций, в том числе линию по производству сэндвич-панелей из пенополиуретана, оборудование по покраске рулонной стали и часть оборудования по выпуску профлиста. Сейчас идет запуск производства, на полную мощность компания планирует выйти уже к концу 2020 г. 

Оценивая ситуацию на рынке, А. Ломалин отметил снижение спроса на сэндвич-панели в сельском хозяйстве. В связи с сокращением кредитования отрасли ряд инвестиционных проектов пришлось приостановить. Так, из-за неуверенности инвесторов в том, что в период экономического спада удастся заполнить площади, заморозилось строительство торговых и развлекательных центров. Но продолжается строительство крупных объектов, инвестиции на которые были выделены еще до начала эпидемии в России. По новым проектам запросов пока очень мало, добавил А. Ломалин, поэтому во II полугодии возможно снижение потребления сэндвич-панелей. 

Особенно сложная ситуация сложилась в сегменте HoReCa, который практически полностью был остановлен. В связи с этим упали объемы строительства объектов пищевой промышленности и агрокомплекса, где в основном применяются сэндвич-панели с наполнителем ППУ, рассказал С. Токмаков, генеральный директор компании ПрофХолод. Восстановление, по его мнению, будет зависеть от вливаний в экономику страны бюджетных денег и скорости таких вливаний. 

Довольно эффективный способ конкуренции избрала для себя Андромета. Как пояснил ее генеральный директор А. Шухардин, компания переориентировалась на производство сварных черных конструкций, которые она доукомплектовывает легкими стальными тонкостенными конструкциями. Это позволяет выполнять проекты крупных государственных заказчиков — например, ИнтерРАО. 

Тем не менее А. Шухардин отметил повышение интереса к ЛСТК, что связано с недавним активным строительством военных госпиталей. Необходимость быстрого возведения зданий позволила продемонстрировать все преимущества этого вида металлоконструкций, благодаря чему появились запросы на сооружение и других объектов городской застройки — жилья, детских садов, школ и др., заявил руководитель Андрометы. Однако активное строительство будет зависеть от его финансирования — от того, как банки будут кредитовать девелоперов. 

В ближайшей перспективе, по мнению А. Шухардина, позитивная динамика сохранится в сфере обустройства месторождений, строительства военных городков и жилья в рамках программы переселения из ветхих и аварийных зданий. 

М. Шульпин (ГК МАЯК) добавил, что в настоящее время активно развивается отрасль золотодобычи. В кризис она заметно нарастила объемы строительства и обустройства месторождений и необходимой для добычи золота инфраструктуры. 

Вместе с тем участники опасаются снижения потребления продукции со стороны частных клиентов. Если в начале лета еще действовал «эффект коронавируса», когда в связи с закрытием крупных строительных магазинов частники обращались напрямую к производителям, то к концу летнего периода активность пойдет на спад. Л. Братченко (Кровельный центр) предположила, что падение потребления по итогам года может составить 20%. 

М. Лопатин (Металл Профиль) резюмировал, что в 2020 г. строительный сезон будет короче и еще менее ярким, чем в последние годы. В самой компании разработаны четыре сценария возможного развития событий: от катастрофического падения емкости рынка на 40% до повторения результатов прошлого года. Все будет зависеть от платежеспособности конечных потребителей. Но выход из текущей ситуации будет не быстрым. По оценкам экспертов, восстановление экономики в России начнется не раньше конца текущего года, а выход на докризисные показатели займет 3—5лет.  

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

Twitter Instagram Telegram Facebook Youtube

Сегодня: 15 августа 2020г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?