Новости РСПМ и компаний
29.09.2021 Металлоторговля в период волатильности (обзор по встрече Бизнес-клуба РСПМ-Черноземье)
В конце августа по традиции Воронеж стал местом встречи участников Бизнес-клуба РСПМ-Черноземье и его партнеров. В ходе отраслевой дискуссии представители металлургических и металлоторговых компаний обменялись оценками текущей рыночной конъюнктуры и поделились планами развития на ближайшие месяцы.
Весной и летом текущего года наиболее обсуждаемыми темами стали рост стоимости металлопроката, последовавшие за этим обращения потребителей проката в органы власти, а также меры, предпринятые Правительством РФ для сдерживания этого роста.
С введением пошлин на экспорт металлопродукции крупные металлургические комбинаты вынуждены были искать баланс в поставках продукции на экспорт и на внутренний рынок, где цены с начала августа начали падать огромными темпами.
Правда, в ближайшее время ситуация, возможно, изменится. Свою роль могут сыграть зимние Олимпийские игры, которые должны пройти в Пекине в 2022 г., отметил А. Лебедев, директор по продажам строительным компаниям Северсталь Менеджмента. Можно предположить, что в преддверии этих игр и непосредственно в период их проведения в некоторых провинциях Китая будут введены ограничения на работу промышленных производств. Поэтому как минимум до конца I квартала 2022 г. ситуация на мировом рынке для российских производителей будет складываться благоприятно.
Тем не менее металлургические компании активно развивают сотрудничество с российскими потребителями. Так, Северсталь успешно внедряет партнерские и толлинговые схемы в сегменте производства стальных электросварных труб, стеллажей и трубошпунта.
Выход производителей металлопродукции на прямые контракты со строительными компаниями, как рекомендовал в середине года Минпромторг РФ, пока не приобрел массовости. По словам В. Овчинникова, директора дирекции по региональным продажам Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), сегодня доля прямых контрактов строителей с ТД НЛМК невелика, поскольку строительные организации не заинтересованы в таком механизме. Основным направлением продаж торгового дома по-прежнему остается спотовый рынок.
Активно расширяет свои возможности НТЗ «ТЭМПО», рассказал коммерческий директор предприятия А. Асатурян. Так, на заводе построен новый цех, где будет установлено оборудование по производству трубы в ППУ-изоляции с различными оболочками, в том числе из оцинкованного и окрашенного проката. Спрос на такую продукцию сегодня активно предъявляет энергетика и нефтегазовая отрасль.
Новое оборудование будет установлено в компании Технотрон-Метиз и на производстве электродвигателей Татэлектромаша, входящих в холдинг ТЭМ-ПО, в связи с высоким спросом на их продукцию.
Спотовый рынок металлопродукции в текущем году испытал серьезные перегрузки. С одной стороны, благодаря росту цен металлотрейдеры получили свою долю выгоды. Правда, все чаще здесь складывается ситуация, когда цены на споте растут медленнее, чем отпускные цены заводов, а при падении спотовые цены снижаются быстрее, чем у производителей, отметил Л. Полянский, генеральный директор ГК Протэк. В конце августа, кстати, в некоторых торговых домах конечные потребители могли приобрести металл дешевле, чем трейдеры получали оптом от тех же производителей.
А. Магаршак, генеральный директор компании Юнона-2, заметил, что в условиях подобной волатильности трейдерам приходится осуществлять больший объем работ, при этом объемы поставляемой продукции снижаются. По его словам, многие клиенты начинают закупать металлопрокат каждый день, не берут его с запасом на неделю, на месяц и т.д. В итоге на металлобазы ежедневно приезжает несколько десятков машин, в каждую из которых грузится по 5-6 т в ассортименте 15—20 позиций. К тому же потребители раскачивают рынок, сталкивая между собой поставщиков в поисках более выгодной цены.
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются сегодня трейдеры, стал дефицит кадров, поделился Н. Гаврилов, коммерческий директор Дивизиона «Юг» компании ЕВРАЗ Металл Инпром (ЕМИ). Учитывая это, приходится пересматривать системы мотивации сотрудников и в целом систему работы с персоналом. Для многих молодых людей такая консервативная отрасль, как металлоторговля, уже не является перспективной. Привлекать молодежь становится все сложнее.
Сама компания в своем развитии делает упор на сервисные услуги, так как без этого бороться с крупными производителями и их торговыми домами бессмысленно.
В ЕМИ пересмотрели подход к обслуживанию клиентов. Для этого изучили CJM (Customer Journey Map — путь взаимодействия потребителя с продуктом), проанализировали опыт таких компаний, как Озон, Wildberries и др., сотрудники прошли курсы по e-commerce. Большие средства компания вложила в интернет-магазин — в настоящий момент он отлажен и запущен в полном своем функционале.
Растет популярность услуг сервисного металлоцентра компании в Ногинске (Московская обл.), где работает оборудование по переработке стальной балки. Здесь ЕМИ создал один из крупнейших хабов по балке, на котором представлены все номенклатурные категории этого вида проката — А, В, С, с различными префиксами и т.д. Сюда также будет привозиться балка длиной до 25 м. В перспективе в данном СМЦ установят еще одну линию для переработки фасонного проката.
К. Жуков, генеральный директор компании Металл Сервис (Тамбов), также отметил привлекательность развития переработки металлопродукции.
По его словам, в текущем году особенно высокий спрос показало машиностроение, раньше закупавшее комплектующие и запасные части за рубежом. Подорожание металла и волатильность рубля привели к тому, что стоимость продукции российских поставщиков оказалась сравнима с зарубежными аналогами. В прошлом году Металл Сервис запустил литейный завод, который в 2021 г. получил большое количество заказов от российских машиностроителей.
Компания развивает сотрудничество с корпорацией Samsung, в частности с ее подразделением SMEC, производящим токарно-фрезерные обрабатывающие центры. В течение трех лет сотрудники Металл Сервиса проходили обучение в SMEC, и на сегодня инженеры компании обладают всеми компетенциями по обработке металла на оборудовании SMEC.
Помимо этого Металл Сервис развивает трубное производство. Уже в 2022 г. здесь будет выпускаться круглая труба диаметром до 530 мм со стенкой 12 мм. Данный проект совместим со стандартом API 5L.
А. Гребенев, руководитель управления закупки труб компании А ГРУПП, поделился планами на ближайшее будущее. В частности, активно расширяется сортамент поставляемой продукции. Корпорация наращивает свое присутствие в строительстве, развивает новую площадку в Краснодаре. В этом металлоцентре будут выстроены те же процессы, что и в центральном Металлоцентре №1 в Подольске. В перспективе подобные комплексы будут созданы во всех регионах присутствия А ГРУПП.
В целом участники встречи отметили, что работать на рынке становится сложнее. В первую очередь это связано с его непредсказуемостью и влиянием множества различных факторов. В этих условиях основная работа для сохранения конкурентоспособности проводится в сфере снижения себестоимости и совершенствования клиентского сервиса.
Поделись с коллегами:
Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: