Новости РСПМ и компаний

26.04.2022 Металлосервис и автопром – мы рядом! (обзор по круглому столу РСПМ)


Круглый стол с таким названием прошел в конце марта в Татарстане. Участие в нем приняли автомобилестроители из России и Белоруссии, представители металлургических компаний, поставщиков металлопродукции и СМЦ. Активно обсуждалась складывающаяся конъюнктура рынка. На примере КАМАЗа можно допустить, что автопром поддержит потребление металлопродукции в стране в отличие от строительной индустрии, которая, вероятнее всего, в текущем году значительно просядет. Однако перераспределение рынков сбыта металлопродукции продлится минимум два-три месяца, а выстраивание новых кооперационных цепочек – и того дольше. Выход из этой ситуации один – укреплять сотрудничество автопроизводителей с металлургами и развивать сервисное направление.

Пикирующий автопром

Из-за значительного дефицита поставок компонентов прогнозы российского автомобильного рынка (пятого по емкости в Европе) на текущий год не слишком утешительны. По данным Ассоциации «Русская Сталь», восемь из 14 российских автозаводов приостановили свою деятельность, соответственно, выпуск продукции автомобильной промышленности в 2022 г. может снизиться на 50%. Это в свою очередь приведет к значительному сокращению спроса на продукцию черной металлургии на внутреннем рынке. Совокупное падение потребления по итогам года может составить до 30% (около 13 млн т).

Сведения о работе самих автопредприятий разнятся. Известно, что с 6 июня 2022 г. АВТОВАЗ вводит четырехдневную рабочую неделю сроком на три месяца, помимо того, что в компании летний корпоративный отпуск 2022 г. уже перенесен на 4—24 апреля. Больше того, АВТОВАЗ намерен создать единое автосборочное производство в Тольятти вместо нынешних трех, что даст большую возможность по маневру трудовыми ресурсами. Во многом проблемы Тольяттинского автогиганта связываются с уходом с российского рынка Renault.

Завод Nissan в Санкт-Петербурге работает, однако не исключает приостановки производства ввиду задержек в поставках комплектующих.

СВ Рус («дочка» южнокорейской Sungwoo Hitech) планирует наладить производство комплектующих для автомобилей Hyundai и Kia на бывшей площадке завода Ford во Всеволожске, однако на Hyundai объявлен простой с 27 марта по 30 апреля.

Куда катятся цены на авто — об этом лучше смолчать.

Полную картину положения дел в автосборочных кластерах на данный момент, наверное, пока еще составить невозможно, но очевидно, что производственные мощности массово высвобождаются, необходима перелокализация производства комплектующих и создание новых кооперационных связей, а на это требуется минимум полгода.

В таких условиях, конечно, важно посещать производственные объекты, чтобы своими глазами увидеть происходящее вокруг и обсудить ситуацию с коллегами по цеху.

24—25 марта Российский союз поставщиков металлопродукции совместно с компанией Кама-Трейд Татарстан и СМЦ BRANDSTEELпровели деловую поездку — круглый стол в Набережных Челнах. В мероприятии приняли участие более 70 руководителей и специалистов предприятий — производителей и поставщиков металлопродукции, сервисных металлоцентров, автомобильных заводов, органов власти, финансовых и общественных организаций.

По итогам 2021 г. экономика Набережных Челнов (более 70% промпроизводства приходится на автопром) вышла на допандемийный уровень: выпущено 46 тыс. грузовиков — на 25% больше, чем в 2020 г. На восьми заводах КАМАЗа на данный момент работают 36 тыс. человек. Главный конвейер предприятия останавливаться не собирается. В текущем году планируется выпустить 51 тыс. грузовиков.

Представители КАМАЗа отметили, что сейчас на повестку дня выходит поколение грузовиков К-3 собственного производства, хотя проекты линейки К-4 и К-5 пока не останавливаются: в план производства закладываются те модели, на которые на данный момент есть в наличии комплектующие.

Трендом последнего времени был возврат КАМАЗом рынков СНГ. Производитель имел также успех в Европе — в Польше, Чехии, на Балканах, работал сборочный завод в Литве.

Данные о потребности в металле автогигант направляет металлургическим компаниям заранее (у КАМАЗа трехмесячное планирование), и на апрель—май существенных корректировок в поставках металлопродукции не предвидится. Главный сборочный конвейер продолжит работать с объемом выпуска 200 автомобилей в сутки. Другое дело, что преимущественно это будет модель К-3 с классом экологичности до Евро-4, а не современное поколение магистральных тягачей К-4 и К-5. В застойном 1988 г. КАМАЗ вообще выпустил 127 тыс. авто класса К-3, то есть в 2,5 раза больше, чем планируется в 2022 г.

Потребность КАМАЗа в листовом прокате составляет порядка 10-11 тыс. т в месяц (из них 70% — горячекатаного), в сортовом — около 7 тыс. т, в калиброванном — 1,5 тыс. т, в трубах — 1 тыс. т в месяц. В дальнейшем, если в сборке будет превалировать модельный ряд К-3, потребность в металле может вырасти на 20—30%. В целом у автогиганта более 300 модификаций авто.

Однако отдельные виды металлопродукции все-таки необходимо будет импортозаместить. И тут важно пересмотреть монтажные нормы отгрузки, к примеру, потому что замораживать средства на большие объемы металла никто из участников кооперационной цепочки сейчас не готов.

Группа ГАЗ первой из автомобильных компаний столкнулась с санкциями — еще четыре года назад, когда под санкции попал О. Дерипаска. «Честно говоря, это сильно тормозит развитие Горьковского автомобильного завода. Первое, что мы сделали — открыли офис в Китае, наладили там производство комплектующих и логистику. Логистика получилась длинная и дорогая, к сожалению», — рассказал представитель Группы ГАЗ. Сейчас наблюдаются проблемы с поставками электроники из Китая. Определенные сложности имеются и в обеспечении расходными материалами собственного литейного производства — приходится переориентироваться на Турцию и Китай, искать там необходимые смолы. Национальные металлургические компании не всегда готовы поставлять прокат необходимого качества для лицевых частей авто. А Posco и Baosteel, вернее, не они, а трейдеры, с которыми они работают, тут же отказались от сотрудничества, как только узнали, что их покупатель оказался под санкциями. Словом, сейчас ГАЗ вводит режим жесточайшей экономии.

С новыми вызовами столкнулись и белорусские автомобилестроители (БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ), попавшие под санкционные ограничения год назад. На БЕЛАЗах, скажем, устанавливалась европейская гидравлика и американские двигатели. Пришлось выстраивать длинные логистические цепочки с помощью Турции и Китая, и осуществлять поставки через российское представительство. Но тогда Россия еще не была в ситуации, в которой оказалась сейчас.

Закупкой шин для большегрузных БЕЛАЗов также занимался торговый дом в Москве. Теперь это стало нереальным. А Белшина производит шины только для машин максимальной грузоподъемностью 200 т, да и компоненты для Белшины тоже импортные. БЕЛАЗы большей грузоподъемностью и рекордсмен 450-тонник поставлялись в карьеры без колес.

Конечно, основные конкуренты БЕЛАЗа теперь с рынка ушли, заказы перераспределились в его пользу, но у предприятия существуют ограничения мощности, прежде всего по двигателям. На постсоветском пространстве никто не выпускает двигатели для автомобилей грузоподъемностью 90—450 т.

Вероятно, российским горно-обогатительным комбинатам придется пожертвовать производительностью труда, экономической эффективностью и перейти на БЕЛАЗы малой грузоподъемностью. «Теперь и вся Россия стала одной большой Белоруссией», — мрачно шутят автомобилисты-белоруссы.

Политика ценообразования и стратегия закупок

Сейчас происходит перераспределение рынков сбыта металлопродукции — как внешних, так и внутренних. Из-за серьезных затруднений на экспортных направлениях на внутреннем рынке появляется больше игроков, рынок в ближайшие месяцы будет профицитным, и это будет давить на стоимость металла.

С другой стороны, из-за отсутствия внутри страны многих расходных материалов себестоимость стали только растет. По оценке Русской Стали, около 25% — это образующие себестоимость товары, поставляемые из других стран, и они зафиксированы в иностранной валюте. Ферросплавы, редкоземельные материалы, графитированные электроды, валки, огнеупоры не производятся в России в необходимом количестве. У металлургов пока нет четкого понимания, на какую себестоимость они выйдут в апреле — это прояснится только в мае. По толстолистовому прокату и марочным сталям затраты значительно увеличиваются: цена на ферросплавы, например, резко возросла из-за роста стоимости никеля (никель у нас, конечно, свой, его можно отвязать от биржевых цен, но ферросплавы делаются преимущественно за рубежом, и для их производства никель закупается по общемировым ценам).

Эти два тренда — профицит предложения и рост себестоимости — будут конкурировать в ближайшее время. Переходный период продлится два-три месяца. А дальше рынок сбалансируется. Ценовые всплески, конечно, никому не нужны — ни потребителям, ни производителям.

Так или иначе, профицит на рынке будет наблюдаться. Но металлургические производства не могут останавливаться — это не конвейер. Компании будут искать новые сбытовые ниши, новых покупателей, двигаться по рынку или «работать на склад». Крупнейшие металлургические комбинаты подтверждают свою загрузку на апрель.

В то же время в 2022 г. освоения новых типоразмеров металлопродукции от производителей ожидать не стоит, а инвестиционные проекты по возведению современных мощностей в большинстве своем будут приостановлены.

Многие предприятия уже сейчас столкнулись с трудностями в части поставок оборудования и запчастей, поскольку линии идут в основном морем, а в портах очень негативно относятся ко всему, что идет в сторону России.

Такие прогнозы прозвучали на круглом столе «Металлосервис и автопром — мы рядом!», участие в котором приняли представители Магнитогорского металлургического комбината (ММК), ЕВРАЗа, Северстали, Мечела, Объединенной металлургической компании (ОМК), Ашинского металлургического завода, Уральского трубного завода и др.

Трейдеры напрямую с предприятиями автопрома не работают (это прерогатива комбинатов), но среди их потребителей множество смежных производств, непосредственно связанных с автомобилестроением.

Участники дискуссии, представители компаний ЕВРАЗ Маркет, ТД ММК, Сталепромышленная компания, ОМК Маркет, Металлокомплект-М, Мечел-Сервис, Кама-Трейд Татарстан, Стальпрокат, Юнона-2 и др., сошлись во мнении, что прогнозы в настоящее время делать бессмысленно, так как каждый день происходит что-то новое, появляются новые вводные… Сейчас главное — оперативно реагировать на вызовы и изменения, и следовать за рынком, пока он еще есть. В конце марта крупные трейдеры сокращали объемы закупок, не понимая, как будет складываться конъюнктура с точки зрения ценообразования и возможностей дальнейшего сбыта. Многие металлоторговцы столкнулись с невозможностью сделать закупки по ряду позиций на апрель, потому что производители пересматривали свою сбытовую политику.

Несмотря на громкие заявления о том, что правительству удалось остановить цены на прокат, в реальности дело обстоит не так. Ценовую ситуацию на апрель и май никто толком не видит и четко не просматривает.

Даже невзирая на грядущее сокращение спроса снижения цен никто не ждет. Да, крупные компании, находящиеся в публичном поле, на виду, и играющие серьезную роль на рынке, пытаются активно регулировать цены. Но попытки регулировать дальнейшую цепочку бесперспективны. Например, как можно определить размер наценки на изделия дальнейшего передела? Никто не понимает, как в реальности будет выглядеть ценовое регулирование. Существуют диаметрально противоположные мнения. Кто-то утверждает, что наценка 20—25% должна охватывать всю цепочку движения продукции от производителя до потребителя, и комбинаты будут решать, какой частью пирога поделиться с независимыми трейдерами как необходимым звеном в движении материальных ценностей для поддержания промышленности наплаву. Другие, наоборот, поняли так, что наценка 20—25% касается только производителей, а дальше они уже вольны заключать дилерские договоры с уполномоченными компаниями под 7-8%. Но никто не видел ни одного документа на этот счет.

Однако на всякий случай трейдеры стали вести себя гораздо аккуратнее и осмотрительнее с точки зрения ценовых предложений. Они ограничивают рост цен (хотя есть объективная себестоимость, цена закупа и здравый смысл) не потому что получили какую-то директиву, а потому что не понимают, с каким подходом и с какими идеями проснутся чиновники завтра, и как они будут трактовать последствия решений, принятых ими же накануне. Трейдеры лишний раз перестраховываются и сокращают закупки, ожидая дальнейшего роста цен и опасаясь перетока металла в страны СНГ. Стабилизация цен, скорее всего, произойдет, но вопрос «на каком уровне?» по-прежнему сохраняет актуальность.

Еще одной насущной проблемой являются реальные сложности с перекредитованием. Системообразующие банки дружно повышают ставки по кредитам, что затрудняет нормальную работу товаропроводящих сетей. Кредитование малого и среднего бизнеса сейчас стартует с 21—23%. И самое неприятное, что банки пересматривают условия ранее выданных кредитов, повышая ставки.

В свою очередь производители, пытающиеся осуществить экспортные отгрузки, сталкиваются с проблемами банковских расчетов.

Промышленный туризм

Участники мероприятия посетили производственно-торговую базу ТД Кама-Трейд Татарстан, СМЦ BRANDSTEEL, главный сборочный конвейер КАМАЗа и научно-технический центр КАМАЗ-мастер.

ТД Кама-Трейд Татарстан известен на рынке более 15 лет. Емкость единовременного хранения металлопродукции составляет 20 тыс. т.

Сервисный металлоцентр BRANDSTEEL по обработке горячекатаного проката создавался десять лет и был открыт в 2019 г. Объем переработки — 5,5 тыс. т в месяц горячекатаного проката 4—25 мм с шириной листа до 2 м, длиной — до 12 м. «Фишка» оборудования СМЦ — ЕPS-очистка горячего металлопроката. EPS — это революционный, экологически безвредный процесс травления, не требующий применения кислот или агрессивных химикатов. Это механический процесс, в котором используется краеугольная стальная дробь и вода, циркулирующие в системе для повторного использования.

СМЦ работает с КАМАЗом, ГАЗом, Ростсельмашем, а сейчас выстраивает отношения с МАЗом, БЕЛАЗом, Минским тракторным заводом — не случайно в Набережные Челны приехала большая делегация из Белоруссии.

«Мы не умеем работать в кооперации. Каждый перетягивает одеяло на себя. Однако этому придется научиться, чтобы встроиться в новые производственно-кооперационные цепочки», — заметил заместитель директора по производству НПФ Кондиционер А. Калуцких.

В условиях, когда посещение производства на КАМАЗе ограничено, конечно, чудо, что участники деловой поездки в Набережные Челны смогли посетить главный сборочный конвейер КАМАЗа и уникальный инженерно-технический центр КАМАЗ-мастер.

Да, это не только выдающаяся гоночная команда, завоевавшая в текущем году все четыре призовых места на ралли Париж-Дакар и сделавшая невероятно многое для продвижения бренда КАМАЗ в том числе на международных рынках, но и настоящий полигон для испытаний комплектующих, механизмов, узлов и агрегатов для «старшего брата». Первый вопрос, который до сих пор задавали инженеры Камского автозавода производителям всевозможных комплектующих: «Вы с КАМАЗ-мастер работали?» Если да, значит, есть экспертиза механиков и пилотов, можно рассматривать возможность внедрения компонентов на конвейер.

Все пилоты экипажей живут в Набережных Челнах и работают на КАМАЗе — никаких легионеров. Годовой бюджет клуба составляет всего лишь €10 млн. Цикл жизни гоночной машины — три года. Стоимость гоночного авто в зависимости от комплектации составляет 30—35 млн руб. Это, кстати, существенно больше стоимости седельного тягача последнего поколения К-5, цена которого колеблется в диапазоне 8—14 млн руб.

Уже в 2022 г. прославленные пилоты КАМАЗ-мастера выступали как отдельные спортсмены. Возможно, в 2023 г. мы не увидим их на знаменитом ралли Париж-Дакар и на других прославленных гонках. И не потому что двигатель у гоночных авто североамериканский, а подвеска — финская («этот вопрос обсуждается»), а потому что уже поступила информация, что в следующем году спортсменов допустят к соревнованиям только при условии, если они подпишут письма, осуждающие действия государственной власти. Разумеется, пилоты, чьим профессиональным заболеванием считается компрессионный перелом позвоночника, такого не сделают.

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 29 марта 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?