Статьи в СМИ о компаниях РСПМ
18.10.2022 Юридические аспекты договорной работы трейдера: де-юре и де-факто
О том, как правильно выстраивать юридические аспекты договорной работы трейдера, на 1-ом Юридическом форуме металлургической отрасли рассказал заместитель руководителя компании МЕТАЛЛ-МАРКЕТ по юридическим вопросам Станислав Жиганов.
- В течение последних 3-х лет наша компания проанализировала несколько сотен коммерческих договоров в фокусе различных показателей: априори неравных условий, вероятности конструктивного диалога с контрагентом, частоты составления протоколов разногласий и др. Практически к каждому договору мы составляем протокол разногласий – это связано, в первую очередь, с наличием неравных (по отношению к нам) условий. Но есть и другие инициирующие этот процесс факторы: отсутствие существенных условий в договоре, размытость отдельных формулировок и др.
Отрадно отметить, что частота договорной диктатуры контрагентов – ситуаций, когда 2-я сторона отказывается идти на какие-либо уступки, – снижается. А возможность проведения конструктивного диалога с юристами 2-й стороны – повышается. При этом, изучая договоры наших контрагентов, мы с удовольствием заимствуем у них наиболее актуальные и интересные положения в наши типовые договоры.
Ниже перечислены типовые договорные проблемы, которые нам приходится разрешать – как с нашими поставщиками, так и с нашими покупателями.
- Практически у всех поставщиков из других (по отношению к Самарской области) регионов в договорах указывается Арбитражный суд соответствующего региона. И это несмотря на то, что большинство таких поставщиков физически работают в Самарской области и имеют здесь свои обособленные подразделения – офисы, склады, трудовые и иные ресурсы. Мы считаем правильным, что, если поставщик имеет подразделение (ведет финансово-хозяйственную деятельность) в Самарской области, то и Арбитражный суд должен быть исключительно местным – т.к. все отношения ведутся внутри нашего региона. Если не имеет – суд должен быть "по месту нахождения истца".
- Массовое нежелание нести ответственность за поставляемый товар при доставке товара силами поставщика (как собственным транспортом поставщика, так и привлекаемым поставщиком наемным транспортом перевозчика) – на этапе перевозки товара до склада покупателя. В цивилизованном мире контроль сохранности товара, доставляемого привлекаемым поставщиком транспортом, – исключительно обязанность поставщика.
- Нежелание проявлять должную осмотрительность (далее – "ДО") при погрузке товара в транспорт покупателя (хотя де-юре ответственность за перегруз в равной мере несут как покупатель, так и поставщик/грузоотправитель).
- Мы начали сталкиваться с ситуацией, когда в договорах поставки на предъявление претензий по скрытым недостаткам некоторые поставщики указывают всего 1 – 3 месяца вместо 4-х (согласно Инструкции, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7, по которой практически все производители до сих пор и работают). Причем, очевидно, что, например, за 1 месяц такие недостатки выявить практически невозможно – в этот короткий период товар может даже не доехать до конечного потребителя.
- В конце 2021 – начале 2022 г.г. наметился новый тренд – на сокрытие должностей подписантов договора со стороны поставщиков. В таких случаях договор подписывает не руководитель организации, а некое доверенное лицо. Но, у такого доверенного лица не указывается его должность – т.о. непонятно, является ли такое лицо штатным сотрудником организации или нет, и каковы его реальные полномочия. Подписание договора с таким лицом противоречит принципу ДО, а подобный подход поставщиков порождает вопросы и существенно снижает вероятность работы с ними.
У нашей компании порядка 40 индикаторов проверки контрагента в рамках ДО. Такой комплексный фильтр на 99,99 % "вычищает" все неблагонадежные компании и страхует компанию от последующих проблем и затрат – что всем рекомендуем.
В договорах некоторых крупных игроков рынка, помимо вышеуказанной, присутствует следующая проблематика:
- На своих сайтах отдельные поставщики (а среди крупных таких, по нашей оценке, около 40 %) размещают дополнительные условия к заключаемым договорам поставки. Эти условия являются обязательными для покупателей и изменяются поставщиками в одностороннем (!) порядке в любое (!) время (без отдельного информирования об этом покупателя). Т.о. получается, что покупатель априори подписывается под любыми условиями (в т.ч. штрафными санкциями), которые посчитает нужным вменить ему поставщик.
- Встречаются договоры, где указан толеранс, который не считается недопоставкой (его значение может доходить до 0,5 % от общего веса товара). При оплате товара, если будет выявлен такой толеранс, сумма за толеранс возвращена не будет. А есть и такие договоры, в которых указано: если имеет место недогруз (!) в размере, превосходящем толеранс, то этот недогруз подлежит компенсации, но за вычетом толеранса. Т.е. независимо от того, укладывается ли недогруз в определенный толеранс или нет, стоимость толеранса может быть (по усмотрению поставщика) не возвращена.
Если взять в качестве примера арматуру ценой 50'000 ?/т в объеме 1 фуры (m = 20 т), то стоимость товара, который будет оплачен, но может быть не поставлен, составит:
S = 50'000 ? * 20 т * 0,5 % = 5'000 ? на 1 фуре. Такая вот кабально-договорная математика…
- Подавляющее большинство покупателей (по нашим оценкам > 80 %) не знакомы со ст. 12.21.1 КоАП и не желают принимать участие в контроле правильности погрузки в их транспортные средства. И в любом случае – не желают нести материальную ответственность перед нами в случае возникновения перегрузов по вине покупателя (если, например, перегруз возник после догрузки покупателем товара у третьих лиц и т.п.). Можно отметить, что данный пункт не принципиален для договоров с государственными и муниципальными заказчиками – с ними, как правило, согласовывается доставка силами поставщика (к тому же такие заказчики ни на какую ответственность подписываться не желают – ни по каким пунктам договора).
- Если отдельные наши поставщики согласны на компенсацию нам убытков, возникших по их вине из-за несвоевременной оплаты им НДС, только по вступившему в законную силу судебному решению, то наши покупатели в аналогичном пункте договора требуют от нас компенсации по решению НИ (это решение покупатели обжаловать не собираются).
- Покупатели, не разбираясь в специфике металлопроката, упорно указывают, что поставляемый им товар должен иметь гарантийный срок (хотя гарантия в ее обычном понимании на металлопрокат не распространяется). Как правило, справедливым сроком покупатели считают 1 год (а крупные организации зачастую считают, что конечный срок даже не должен быть установлен в принципе – ответственность должна быть вечной).
Также покупатели желают не только получить компенсацию за товар, пришедший в негодность, но и переложить на поставщика все свои убытки (возникшие из-за простоев оборудования, нарушения их обязательств перед третьими лицами и т.п.).
- Покупатели, в нарушение делового оборота, часто указывают, что моментом оплаты должен считаться момент отправки средств с их расчетного счета. И это – несмотря на то, что сам факт отправки средств из банка получателя этих средств абсолютно не интересует. Поставщику важен только момент зачисления на его расчетный счет – т.е. момент, с которого поставщик этими средствами может фактически распоряжаться.
Естественно, все указанные выше и другие подобные условия требуют настройки юридического вектора на равноправие сторон.
Резюме: в большинстве (80 %) случаев мы приходим к консенсусу с контрагентами. При этом все наши замечания, корректировки по договорам имеют четкую и логичную аргументацию. Мы всегда готовы обсудить с нашими покупателями любой пункт нашего типового договора поставки и аргументировать его. А также – внести необходимые покупателю коррективы (если такие коррективы не ущемляют наши права по договору). Соответственно, считаем, что и любой наш поставщик, со своей стороны, также должен быть готов выслушать нашу позицию по не устраивающим нас пунктам и внести соответствующие коррективы. Мы надеемся, что в итоге продуктивный диалог у нас сложится абсолютно со всеми контрагентами – как с поставщиками, так и с покупателями. Как де-юре, так и де-факто.
Поделись с коллегами:Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: