Новости РСПМ и компаний

07.10.2022 Стальной каркас (обзор по конференции ОМК)


Конференция «Тренды регионального рынка и стального строительства» прошла в сентябре по инициативе Объединенной металлургической компании (ОМК) в г. Выкса (Нижегородская обл.). Ее участники совершили экскурсии по литейно-прокатному комплексу, стану 5000, трубоэлектросварочному цеху №3 и линии 1420 Выксунского металлургического завода (ВМЗ).

На круглом столе-семинаре прозвучали доклады, посвященные применению трубного проката в строительном комплексе, использованию трубобетонных конструкций при возведении общественных и жилых зданий, международному и российскому опыту модульного стального строительства многоэтажных жилых домов, модульному строительству с применением профильных труб и другим перспективным направлениям в стальном строительстве.

«Стальное строительство в России имеет хорошие перспективы развития как в промышленности, так и в жилищном сегменте за счет сокращения сроков строительства и снижения массы зданий на металлокаркасе. Конференция на площадке ОМК собрала производителей и потребителей регионального рынка металлопродукции, чтобы совместно определить основные проблемы отрасли, приоритетные направления развития и наметить дальнейшие шаги сотрудничества», — отметил начальник управления по продвижению продуктов ОМК Стальной спектр А. Кудасов, ведущий конференции.

ОМК и стальное строительство

В рамках деловой программы участники обсудили технологию производства стальных труб, российский опыт и потенциал стального строительства, а именно возведение многоэтажных жилых домов и коммерческой недвижимости, в том числе модульное строительство с применением труб. В. Древцова, директор по маркетингу Ассоциации развития стального строительства, выступила с докладом на тему «Деятельность ассоциации по расширению применения стали в строительстве».

А. Фомин, директор по продвижению продукции и проектным продажам бизнес-единицы ОМК Стальной спектр, отметил, что для более эффективного продвижения продукции строительного назначения в компании создана команда технических продаж для работы с проектировщиками, строителями и заводами металлоконструкций. Отвечая за работу с конечными потребителями на региональном рынке, А. Фомин видит большой спектр применения стальных труб ОМК для строительства дорог, мостов и промышленных объектов. Уже наработан ряд решений для строительства.

А. Кравченко, главный специалист по технологии производства проката ВМЗ, рассказал о технологических концепциях производства листового проката на широкополосном стане 1950 в рамках литейно-прокатного комплекса и толстолистового стана 5000. Эти комплексы позволяют получать высокопрочную и хладостойкую сталь, экстратолстые плиты, плакированный прокат (биметалл) для строительства нефтехимических резервуаров, дорог, мостов, инфраструктуры в северных широтах, а также в судостроении. Получаемые атмосферостойкие марки стали имеют большой потенциал в мостостроении и архитектуре.

Доклад начальника отдела производства труб большого диаметра ВМЗ А. Рябова был посвящен техническим характеристикам и возможностям использования ТБД. Так, для стадиона «Спартак» было поставлено более 1,7 тыс. т труб большого диаметра. Также в качестве примера можно привести применение ТБД в строительных конструкциях технопарка в Сколково. Кроме того, около 1,5 тыс. т высокопрочных труб большого диаметра были использованы при строительстве офиса Сбербанка на Кутузовском проспекте в Москве. Мост через фьорд Норвегии, Лахта Центр в Санкт-Петербурге — поставки выксунских труб охватывают знаковые объекты.

Об особенностях производства электросварных труб током высокой частоты рассказал И. Пейганович, начальник отдела технологии труб малого и среднего диаметра Инженерно-технического центра ВМЗ. По его словам, необходимо активно менять стандарты для более частого использования в строительстве электросварных труб вместо более дорогих бесшовных.

Главный специалист направления по продвижению продукции ОМК А. Рукавишников, говоря о новых подходах к модульному строительству на стальном каркасе, отметил, что данная технология целесообразна при возведении спортивных сооружений, детских садов, парковок, а также в коммерческом и жилом строительстве. В России доля такого строительства пока не превышает 1%, и задачей сообщества является выход в ближайшие годы по жилью на уровень 2-3% (в Европе — свыше 30%). Речь идет о снижении затрат и металлоемкости, о сокращении сроков строительства и транспортных расходов.

ОМК работает под ключ — от расчетов проектов до поставок и шефмонтажа. Совместно с другими игроками рынка компания активно участвует в формировании нового направления — стального строительства. Во многом компетенции ОМК в сфере стального строительства сформированы богатым опытом работы белгородского актива, где трудятся свыше 3 тыс. специалистов, и где наряду с производством соединительных элементов трубопроводов для атомной отрасли выпускаются уникальные металлоконструкции. Главный конструктор Белэнергомаш-БЗЭМ И. Тимофеев рассказал о нюансах проектирования и монтажа конструкций при возведении аэровокзальных комплексов, канатных дорог, навесных мостов из труб, опор и башен, спортивных объектов и других уникальных сооружений.

До сих пор многие думали, что стальные трубы предназначены для транспортировки чего-либо, а оказалось, что труба — инженерно сложный, красивый и многофункциональный технический предмет.

Гибридные строительные решения

В. Парфенов, представляющий Нижнетагильский завод металлоконструкций (НТЗМК), поделился информацией о применении трубобетонных конструкций при возведении общественных и жилых зданий. Опыт предприятия в строительстве на стальном каркасе огромен: за время существования завода (81 год) построено множество стратегических объектов страны.

Одним из решений для снижения металлоемкости стало использование конструкционной стали вместе с бетонно-железными конструкциями. У завода есть опыт использования стальных труб в качестве каркаса при строительстве высотных зданий. На предприятии научились применять трубобетонные колонны даже без двутавровых балок, в ансамбле с монолитными перекрытиями с пустотообразованиями. Такие гибридные решения на базе трубобетонных колонн позволяют возводить здания высотой 30—50 этажей. При этом один этаж монтируется всего за два с половиной дня, однако в такую возможность мало кто верит.

Гибридная конструкция здания объединяет в себе различные технологические решения. Так, например, стальные или сталежелезобетонные колонны включаются в совместную работу с классическим железобетонным перекрытием, с постнапряженным железобетонным перекрытием, либо с преднапряженными сборными железобетонными плитами. Среди сталежелезобетонных решений особое место занимает трубобетон — комплексная конструкция, состоящая из стальной оболочки (стальной трубы), заполненной бетоном.

Стальная оболочка может выполнять роль несущей арматуры, тогда внутреннее бетонное ядро не армируется, либо используется в качестве несъемной опалубки, и тогда перед заполнением бетона внутритрубное пространство усиливается металлическим каркасом.

Трубобетонные элементы связаны с несущим стволом на уровне этажей монолитными перекрытиями с внутренним стальным жестким профилем из стального прокатного двутавра, а в вертикальном направлении — раскосами коробчатого или круглого сечения, заполненными бетоном. Обзор отечественных и мировых тенденций применения различных конструктивных решений в строительстве показал, что применение комбинированной каркасно-стержневой системы позволяет:

·           снизить материалоемкость;

·           уменьшить вес высотных зданий;

·           сократить объем строительных конструкций;

·           обеспечить свободу планировки (с большим шагом колонн и оригинальными фасадами);

·           повысить технические показатели конструкций, их надежность и сейсмостойкость.

В России из трубобетона до сих пор строились только мосты и промышленные цеха. Сейчас НТЗМК в Екатеринбург-Сити возводит офисное здание высотой более 100 м. В планах возведение 170-метрового здания. В Китае, кстати, уже построены объекты на основе трубобетонных колонн, высота которых превышает 600 м. Мировой опыт свидетельствует о том, что расход бетона в трубобетонных колоннах сокращается в 1,5—2 раза, а масса конструкций уменьшается в 2—2,5 раза по сравнению с традиционными железобетонными. В связи с отсутствием арматурных и сварочных работ, а также работ по монтажу опалубки, трудозатраты на возведение колонн сокращаются вдвое. По сравнению со стальными конструкциями применение трубобетонных колонн позволяет в 2-3 раза сократить расход металла.

Таким образом, благодаря использованию трубобетона сокращаются технологические процессы армирования, опалубливания, выдерживания конструкций до получения проектной прочности, распалубливания. За ненадобностью опалубочного оборудования (стальная труба уже является опалубочной системой), кружал, хомутов, отгибов, петель и закладных деталей значительно упрощается монтаж и улучшаются условия возведения сооружений. Стальные трубы позволяют использовать передовые методы заливки бетона с помощью насосов.

А. Парфенов резюмировал экономические преимущества применения гибридных решений в высотных зданиях. Так, при возведении каркасов высотных зданий в 1,8—2 раза снижается расход металла, в 1,5—2 раза сокращаются сроки строительства коробок зданий и сооружений, на 25—35% снижается себестоимость строительства коробок зданий и сооружений.

О применении трубного проката в своих проектах рассказали также представители компании Промстрой Инжиниринг — специализированной компании по проектированию различных технологических установок на предприятиях горнодобывающей отрасли, металлургии, энергетики, строительных материалов, нефтепереработки, нефтяной и газовой промышленности, химической промышленности, машиностроения.

По словам главного инженера проектов Н. Благодатских, стальные трубы часто используются при изготовлении вытяжных башен для предприятий химической и металлургической отраслей — от одноствольных высотой 90 м (расход трубного проката — 80—85 т на сооружение) до четырехствольной высотой 150 м (расход трубного проката — 1,52 тыс. т на сооружение). При проектировании вытяжных башен трубный прокат имеет следующие преимущества:

·           лучшие аэродинамические характеристики;

·           удобство сопряжения с элементами любого профиля и под разными углами;

·           преимущества по несущей способности и металлоемкости;

·           высокое сопротивление кручению;

·           хорошие эксплуатационные характеристики.

Если говорить о применении трубного проката на химических предприятиях, то преимущества заключаются в наиболее рациональном сечении в отношении расхода материалов на защиту от коррозии и огнезащиту, а также в широких возможностях при компоновке сооружений с различными углами сопряжения конструктивных элементов.

О новых исследованиях труб из высокопрочных сталей для применения в строительных конструкциях рассказал А. Олуромби, ведущий научный сотрудник ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко (НИЦ Строительство). По приведенным им данным, сравнение конструкций из труб и уголков показало, что применение труб обеспечивает экономию стали на 15—20%, повышает коррозионностойкость, огнестойкость и сопротивляемость ветровому воздействию по сравнению с классическими решениями. Он также привел примеры применения труб в уникальных конструкциях: электросварные прямошовные трубы в конструкциях футбольного стадиона в Казани, Л-образная опора крытого конькобежного центра в Крылатском (Москва), стальной антенный ствол останкинской телебашни (Москва), конструкции колеса обозрения «Солнце Москвы» (Москва). Эти объекты подтверждают возможность реализации сложных решений российскими заводами и точного проектирования в современных программах.

Гонка модульного строительства многоэтажных домов

Н. Трастьян, главный конструктор компании Трастьян инжиниринг, рассказал о международном и российском опыте модульного стального строительства многоэтажных жилых домов. Компания занимается проектированием и авторским сопровождением уникальных зданий. Одной из разработок является 17-этажное модульное здание АванПроект. Сокращение стоимости строительства (на 15% и более) достигается за счет того, что на стройке работает мало людей, и трудятся они в гораздо более комфортных условиях. Бóльшая часть модулей собирается в заводских условиях, что гарантирует качество, а значит, и уровень комфорта жилья благодаря возможностям планировки и архитектурных изысков. Свободные пролеты до 9 м между колоннами предоставляют много места для интерьерной фантазии. Максимальный комфорт зданий на стальном каркасе прекрасно подтверждает более чем 70-летний опыт эксплуатации сталинских высоток, которые сейчас являются элитным жильем.

Средний темп монтажа модулей — 20 м2 общей площади за 10 минут. Если возведение монолитного высотного здания занимает 21 месяц, то скорость строительства здания на металлокаркасе — 12 месяцев. По такой технологии построен, в частности, отель Холидей Инн в Воронеже.

По словам Н. Трастьяна, сейчас многие гранды строительной индустрии разработали и разрабатывают собственные технологии модульного строительства. Дополнительные экономические и экологические преимущества заключаются еще и в том, что стальной каркас легко усилить и реконструировать, либо разобрать в конце эксплуатации, срок которой может достигать 150 лет. Имеющиеся модульные технологии уже сейчас позволяют возводить здания с высотностью до 27 этажей. И это далеко не предел.

Гибридным строительством занимается также компания RIM Group, имеющая штаб-квартиру в Грозном (Чеченская Республика), а также представительства в Астрахани, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Махачкале. Производственным направлением завода по изготовлению металлоконструкций холдинга RIM Group является изготовление сварных металлоконструкций строительного, промышленного и технологического назначения, а также емкостного оборудования, конструкций для гражданского строительства, свай, мачтовых и рекламных конструкций, нестандартных металлоизделий малых и больших серий. Мощность завода — до 18 тыс. т металлоконструкций в год. Продукция завода успешно применяется на всей территории Российской Федерации и ряде стран СНГ.

По словам представителя RIM Group С. Антоненко, быстровозводимая технология является совокупностью нескольких решений, совмещает в себе различные виды строительных материалов, и может применяться как в модульном, так и в капитальном строительстве. Подобный симбиоз позволяет воплощать самые необыкновенные архитектурные проекты. Посредством быстровозводимого монтажа создаются гражданские и промышленные объекты — жилые дома, учебные и культурные заведения, медицинские учреждения, коммерческие здания, производственные цеха и склады, промышленные и многие другие сооружения.

Выкса туристическая

Участники конференции имели возможность не только совершить промышленные экскурсии, но и погулять по самой Выксе, полюбоваться усадьбой с парком XVIII в., каскадами прудов, объектами культурного наследия и современного искусства, посетить музей истории Выксунского металлургического завода. Сейчас здесь строится новый индустриально-туристический центр «Шухов парк», где разместятся артефакты из мартеновского цеха, и куда с производственной территории ВМЗ будут перенесены шуховская водонапорная башня и сохранившиеся своды цеха образца Шухова.

Выкса уже широко известна благодаря фестивалю современного искусства «Выкса-Фестиваль» (ранее «Арт-овраг»). А с открытием нового парка, где возводится отель для туристических целей, поток гостей предсказуемо увеличится, ведь именно за счет новых пространств город стал привлекательным. Выкса притягательна также коллаборацией с близлежащими достопримечательностями: рядом находится знаменитый Дивеевский монастырь, а в 40 минутах езды — старинный Муром, интересный для туристов уже одной только легендой о Соловье-разбойнике и Илье Муромце.

 

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 20 апреля 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?