Новости РСПМ и компаний

12.04.2023 Гособоронзаказ в 2023 г. (обзор по семинару РСПМ)


В начале февраля Российский союз поставщиков металлопродукции (РСПМ) провел рабочую встречу для руководителей и специалистов металлоторговых компаний «Практика правоприменения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ „О государственном оборонном заказе“ (ГОЗ)», посвященная актуальным аспектам работы в рамках ГОЗ.

Во встрече приняли участие более 40 руководителей и специалистов — представителей компаний А ГРУПП, Ариэль Металл, Брок-Инвест-Сервис, Галактика, Королевский трубный завод, ТК Санеста-Металл, Союзкомплект, Металл Маркет, МК-М, МТК, Сталкер, Мир сетки и др.

Встречу провели представители Экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности Е. Гончарук и Е. Давыдова.

В программе рабочей встречи рассматривались концепции ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, раздельный учет и контроль целевого использования средств ГОЗ, рекомендации по организации работы предприятия при заключении и исполнении государственных контрактов по ГОЗ, а также административные и уголовные риски в сфере ГОЗ.

Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность в рамках гособоронзаказа в текущем году, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с учетом изменений от 24 февраля 2021 г. №20-ФЗ, от 5 апреля 2021 г. №66-ФЗ, от 30 апреля 2021 г. №132-ФЗ, от 30 апреля 2021 г. № 133-ФЗ, от 26 мая 2021 г. №156-ФЗ, от 30 декабря 2021 г. №490-ФЗ, от 25 февраля 2022 г. №29-ФЗ, от 11 июня 2022 г. №172-ФЗ, от 28 июня 2022 г. №210-ФЗ, от 19 декабря 2022 г. №519-ФЗ).

При этом в контексте государственного регулирования цен на продукцию, а также порядка ценообразования и метода определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, эксперты рекомендуют принимать во внимание следующие документы:

·           Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу…» (в редакции от 13 февраля 2021 г. №189, от 16 марта 2021 г. №390, от 23 августа 2021 г. №1388, от 21 мая 2022 г. №935, от 9 декабря 2022 г. №2280);

·           Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. №408-р и от 21 марта 2022 г. №559-р об особом порядке заключения в 2022 г. госконтрактов по ориентировочным ценам и (или) без предоставления РКМ («под лимиты»);

·           Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №47 (в редакции от 4 мая 2018 г. №543, от 24 января 2019 г. №27, от 22 июня 2019 г. №804, от 15 июля 2022 г. №1271 исключено требование заполнения Отчета для контрактов на поставку продукции, цена на которую сформирована методом анализа рыночных индикаторов). Правила применяются при исполнении госконтрактов, контрактов ГОЗ с расчетами на отдельные счета или на расчетные счета;

·           Порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. №334 (с учетом изменений от 25 августа 2022 г. №3564 — зарегистрированы в Минюсте России 28 сентября 2022 г. №70258);

·           Формы обосновывающих документов при поставках продукции по ГОЗ, утвержденные приказом ФАС России от 30 декабря 2022 г. №995/22 (новый пакет РКМ для обоснования цены единицы продукции);

·           Приказ Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. №190 «Об утверждении порядка применения индексов цен и при формировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ».

По словам экспертов, с сентября прошлого года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1658 «О типовых условиях контрактов, заключаемых в целях выполнения ГОЗ, и о внесении изменений в положение о примерных условиях контрактов ГОЗ», контракт на поставку продукции по гособоронзаказу должен включать в себя следующие типовые условия:

·           о заключении контракта в целях выполнения ГОЗ;

·           реквизиты соответствующего госконтракта, включая идентификатор госконтракта (ИГК) в случаях, установленных законодательством РФ о гособоронзаказе;

·           реквизиты отдельного банковского счета (ОБС) в уполномоченном банке в случаях, установленных законодательством РФ о ГОЗ;

·           о соблюдении режима ОБС в соответствии с Федеральным законом №275-ФЗ в случаях, установленных законодательством РФ о ГОЗ;

·           условия, определяющие надлежащее исполнение обязательств по поставке продукции, в том числе ее количество, качество, комплектность, соответствие обязательным требованиям к определенным видам продукции;

·           о расчетах по контракту только с использованием ОБС при наличии у исполнителя договора о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных законодательством РФ о ГОЗ;

·           о цене и виде цены (фиксированная, ориентировочная, возмещающая издержки), а также условия и порядок ее формирования (расчета);

·           права и обязанности исполнителя и заказчика в соответствии с нормами Федерального закона №275-ФЗ.

Также в контракт могут включаться положения о порядке его исполнения сторонами (сведения о месте поставки, о выполнении работ и об оказании услуг, перечень отчетных документов для приемки продукции и оплаты, о порядке приемки продукции, возмещения убытков исполнителем и т.д.).

Е. Гончарук также обратила внимание на поправки в Федеральный закон №275-ФЗ (от 11 июня 2022 г. №172-ФЗ), согласно которым головной исполнитель по запросу государственного заказчика (исполнители по запросу головного исполнителя) обязан предоставить предложение о цене на продукцию, поставляемую по ГОЗ, информацию о затратах по исполненным контрактам, а также информацию, необходимую для изменения цены госконтракта, включая обоснование ее изменения. В случае непредоставления соответствующей информации должностным лицам может грозить штраф 30—50 тыс. руб. и 300—500 тыс. руб. — для юридических лиц.

При определении цен Минобороны РФ может включать затраты, понесенные до заключения госконтракта, в стоимость работ (услуг) в соответствии со ст. 425 ГК РФ. Если стоимость госконтракта не предусматривает распространение его действия на отношения сторон до его заключения, то принимаются только те работы (услуги), которые были выполнены в период его действия.

Согласно ч. 2 ст. 425 ГК РФ, исполнитель вправе самостоятельно определять способы выполнения обязательств по госконтракту, а также заблаговременно закупать материалы, сырье и комплектующие. При этом запас на технологические потери может быть увеличен, а сроки выполнения работ — дополнительно согласовываться. Но в том случае, если исполнитель за счет собственных средств сформировал запас продукции, материалов, сырья и комплектующих, он вправе возместить понесенные потери в пределах цены настоящего договора.

Если говорить о методах определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, то здесь эксперт выделяет методы анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены (есть действующий рынок), а также затратный (при отсутствии конкуренции на рынке) и индексный (цена определена затратным способом) методы. При этом данные способы определения цен распространяются на кооперацию головного исполнителя.

Выбор метода определения цен зависит от вида продукции. Приоритизация методов изложена в Постановлении Правительства РФ №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»).

При этом Минобороны РФ в своей практике руководствуется тем, что применение того или иного метода определения цены должно быть обосновано, а собственная продукция, поставленная по другим госконтрактам, не может использоваться для обоснования метода сравнимой цены.

В целом, обобщая новые реалии исполнения контрактов по ГОЗ, Е. Горчарук выделила ряд тенденций, главными из которых являются сокращение сроков поставок, неопределенность объемов и отсутствие приоритетов поставок. Кроме того, эксперт отмечает, что цены от импортеров однородной продукции из-за рубежа растут, региональные поставщики за счет собственных средств скупают практически все товарные запасы, что влечет за собой монополизацию рынка и формирование спекулятивного спроса. Эти тенденции в свою очередь приводят к многочисленным жалобам в ФАС и к росту числа внеплановых проверок контролирующими органами.

 

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 08 мая 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?