Новости РСПМ и компаний
07.06.2024 Рынок металлопродукции: взгляд маркетолога
По традиции в завершающий день выставки Металлоконструкции в Москве в Экспоцентре прошло заседание Клуба маркетологов Российского союза поставщиков металлопродукции. Ведущими мероприятия выступили Виктор Тарнавский, руководитель аналитического блока ИИС "Металлонсабжение и сбыт", Алексей Ермаков, директор по развитию и маркетингу А ГРУПП и Александр Романов, президент РСПМ.
Основными среди обсуждаемых вопросов стали текущая ситуация на рынке металлов и перспективы спроса на металлопродукцию.
Виктор Тарнавский (ИИС "Металлоснабжение и сбыт") представил аналитический обзор состояния рынка стальной продукции в мире и РФ. Он отметил, что мировой рынок листового проката с весны 2023 г. находится на относительно стабильном уровне. Но при этом между различными регионами наблюдаются значительные контрасты. Большое влияние оказывает Китай. Китайский экспорт стали в 2023 г. достиг наивысшего уровня с 2016 г. Его объем составил более 93,5 млн. т, что примерно на 37% больше, чем годом ранее. В первые четыре месяца 2024 г. темпы роста достигли 27%. Избыток предложения на внутреннем рынке по-прежнему заставляет китайских экспортеров форсировать внешние поставки.
В последние годы производство стали в Китае нестабильно. В последние годы после роста в первом полугодии приходит спад во втором. Видимое потребление стальной продукции сократилось из-за спада в строительном секторе. Но китайским компаниям сложно снизить выплавку до требуемого уровня. С 2020 по 2023 гг. видимое потребление стали в Китае сократилось более чем на 100 млн. т, тогда как производство – только на 45 млн. т. В результате китайским металлургическим компаниям пришлось резко нарастить экспорт. Обороты международной торговли стальной продукцией сужаются вследствие замещения импорта в ряде стран и усиления протекционизма. Доля КНР в мировом экспорте снизилась до 18-20% в 2019-2021 гг., когда внутреннее потребление стали в Китае еще росло. Но по итогам 2024 г. она может превысить 30% Для российских компаний остается все меньше места на рынках дальнего зарубежья. Цены на прокат в Китае в последние месяцы отличались высокой волатильностью. При этом они находятся на относительно низком уровне. Это позволяет местным компаниям продавать свою продукцию за рубежом относительно дешево.
По данным Росстата, c апреля 2023 г. месячный ВВП показывает рост, обусловленный восстановлением. Правда, с конца прошлого года он начал замедляться. Вероятно, основной причиной этого стал рост процентных ставок. С 2021 г. российская строительная отрасль демонстрирует высокие темпы роста. Однако с начала 2024 г. рост замедляется. Очевидно, это связано с повышением процентных ставок и готовящейся отмены льготной ипотеки с 1 июля. Спад в обрабатывающей промышленности, вызванный санкциями, сменился восстановлением в начале 2023 г. В течение всего прошлого года сектор давал рекордные темпы роста, но в 2024 г. произойдет замедление.
Алексей Ермаков (А ГРУПП) рассказал о рынке трубной продукции. По его информации, по состоянию на конец мая 2024 г. отгрузки металлопродукции по железной дороге приближаются к уровню прошлого года. Средняя цена на металлопродукцию на спотовом рынке за 5 месяцев выросла лишь на 4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. С учетом динамики инфляции, увеличения отпускных цен заводов, вести свою деятельность с прибылью металлотрейдерам становится все более проблематично.
Что касается трубного рынка, то в этом году отдельные трубные заводы серьезно увеличивают закупки рулонного проката, а значит планируют наращивать объемы выпуска продукции. Следовательно давление в этом сегменте продолжит расти.
Согласно опросу участников трубного рынка, проведенному сотрудниками А ГРУПП, среди барьеров для развития наибольшую настороженность вызывает недостаток крупных инфраструктурных проектов, которые бы позволили увеличить потребление металлопроката в стране, а также усиление торговых домов и федеральных сетей. Также мешает адекватному развитию рост избыточных мощностей для производства труб и влияние государства на рыночное ценообразование.
Компания А ГРУПП сохраняет свои позиции в качестве крупной металлоторговой сети в РФ и странах ближнего зарубежья, добавил А. Ермаков. Объемы продаж растут, в прошлом году реализация составила 1,2 млн т. В этом планируется также нарастить объемы продаж. Порядка 40% из них - это трубная продукция, и в перспективе эту пропорцию предполагается сохранить.
Далее Татьяна Кондратьева, директор по маркетингу Платферрума, рассказала о тех трендах, которые складываются в e-commerce. В частности, она отметила, что в 2024 г. мировые тренды в B2B e-commerce для промышленных платформ, торговли металлом, деревом и другими материалами в Европе и США также отражают общие тенденции цифровизации, автоматизации и устойчивого развития.
Ключевые тренды и примеры компаний, их реализующих:
- Диджитализация и автоматизация процессов
- Использование данных и аналитики
- Улучшение клиентского опыта
- Интеграция с ERP и CRM системами
- Безопасность и управление рисками
- Мобильные технологии
- Внедрение Финтехнологий
Среди удачных примеров финтеха в b2b Т. Кондратьева перечислила:
- Интеграция платежных систем и финансовых сервисов (Basware)
- Финансирование цепочки поставок (Taulia)
- Цифровые платформы для управления рисками и кредитованием (Euler Hermes)
- Блокчейн для прозрачности и безопасности транзакций (TradeIX)
- Инструменты для управления рабочим капиталом (C2FO)
- Электронные коммерческие кредитные решения (BlueVine)
- Автоматизация финансовой отчетности и аналитики (Anaplan)
В рамках обмена мнениями также свое видение трендов представили Артур Красавин (ЕВРАЗ Маркет), Дмитрий Горячев (ОМК), Виктория Максимова (Новосталь-Маркет) и др.
Поделись с коллегами:Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: