Статьи в СМИ о компаниях РСПМ
10.09.2024 Очень близкий Дальний Восток. Российский и мировой рынок стали: 1-8 сентября 2024 г.
Прошел сдвинутый на понедельник День знаний, после которого родители школьников и студентов, наконец, смогли немного перевести дух. Состоялся фееричный Восточный экономический форум (ВЭФ), на котором порой дух захватывало от громадья планов.
Если разобраться, работы в России — просто непочатый край. Нужно, как говорится, все и сразу. На ВЭФ, в частности, много внимания уделили инфраструктуре и энергетике, что действительно очень важно для нашего Дальнего Востока.
Фактически удвоение БАМа и Транссиба (3100 км железнодорожного полотна за восемь лет), расширение пропускной способности портов на севере и востоке страны, строительство нескольких атомных электростанций, автотранспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока, реализация еще множества других инфраструктурных, промышленных, горнодобывающих проектов в регионе могут и должны стать новым источником роста для отечественной экономики. Но... в пределах имеющихся ресурсов.
Когда в Банке России говорят о перегреве российской экономики, они, возможно, правы. Перед ней стоит больше первоочередных, важных, неотложных задач, чем она может сегодня решить. Например, на ВЭФ был поднят вопрос о задержке со сроками освоения производства легкого самолета «Байкал», очень нужного для Дальнего Востока, и увеличении его стоимости до 500 млн. руб. Однако при дальнейшем рассмотрении выяснилось, что создание даже маленького самолета может сталкиваться с большими проблемами.
Так, например, утеряны компетенции по изготовлению летательных аппаратов легкой весовой категории, поскольку их не делали на территории России уже несколько десятилетий. Все еще не доведен до конца российский двигатель для «Байкала», не завершен процесс локализации многих компонентов, а по некоторым важным деталям он еще и не начинался.
С подобными проблемами столкнулись многие российские компании. Так, например, РБК ссылается на данные опроса промышленных предприятий, проведенного в августе 2024 г. Институтом народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. В соответствии с ними, 53% респондентов заявили об отсутствии отечественных поставщиков, способных заместить недоступное импортное оборудование, материалы и комплектующие. А 30% пока не смогли найти альтернативных поставщиков в дружественных странах.
Конечно, ситуация со временем улучшается. В апреле 2022 г. данные показатели находились на уровне 62 и 37%. Такие отрасли как станкостроение, машиностроение, производство электроники, в последние годы демонстрируют высокие темпы роста. Но в целом процесс идет медленно. Не хватает людей, компетенций, доступа к передовому оборудованию. Да и вообще, в современном мире экономическая автаркия бесперспективна. Преимуществ у международного разделения труда больше.
Чисто эмпирически возникает впечатление, что процессы импортозамещения происходили особенно интенсивно в конце 2022-го и в первой половине 2023 г. Тогда можно было срывать «низко висящие плоды», спрос расширялся высокими темпами, а главное, в стране были относительно дешевые деньги.
Сейчас все сильно замедляется. По данным Сергея Цухло, экономиста из ИНП, который проводит описанные выше опросы, в августе началось снижение спроса на промышленную продукцию. Капиталовложения в производство импортозамещающей продукции находятся примерно на том же уровне, что и два года тому назад. Впервые за те же два года снизилось количество занятых в промышленности. Отмечается замедление роста деловой активности.
Поделись с коллегами:Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: