Статьи в СМИ о компаниях РСПМ

24.12.2024 Гадание на металлургической гуще (обзор по круглому столу маркетологов РСПМ)


В рамках деловой программы выставки «Металл-Экспо’2024» состоялся круглый стол служб маркетинга металлургических и металлоторговых компаний, организованный Российским союзом поставщиков металлопродукции. Основной темой мероприятия стала оценка текущей ситуации на рынке металлов и возможности маркетинга для развития бизнеса. Ведущими круглого стола стали И. Андреева (ТФД «Брок-Инвест-Сервис и К»), А. Ермаков (А ГРУПП) и В. Тарнавский (ИИС «Металлоснабжение и сбыт»).

Открывая работу круглого стола, В. Тарнавский, руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт», озвучил свой анализ состояния рынка металлов в России и мире. Он отметил, что основное влияние на мир оказывает состояние экономики в Китае. Низкие цены и недостаточный спрос на внутреннем рынке этой страны заставили китайских металлургов резко сократить производство в III квартале 2024 г. Но при первой же возможности они постараются восстановить оптимальный для них уровень загрузки мощностей. При этом в стране все еще продолжается ввод в эксплуатацию новых производственных линий: на сегодня металлургическая промышленность КНР обладает, пожалуй, самым современным оборудованием в мире.

Избыток предложения на внутреннем рынке заставляет китайских металлургов наращивать внешние поставки: экспорт стали достиг наивысшего уровня с 2016 г. За девять месяцев текущего года его объем превысил 81,5 млн т, что на 18,4% больше, чем годом ранее. А в целом в текущем году экспорт, скорее всего, превысит 100 млн т. Хотя в 2025 г. объемы могут уменьшиться из-за антидемпинговых процессов в ряде стран. При этом на долю Китая будет приходиться более 30% от мирового экспорта стали без учета взаимной торговли между странами Евросоюза.

На мировом рынке цены на стальную продукцию опустились до самого низкого уровня с осени 2020 г. Эффект, созданный во время Covid, когда в экономику различных стран было влито огромное количество денег, практически сошел на нет. Мировые рынки вернулись в ситуацию 2017—2018 гг. — в тот период были накоплены значительные мощности, а спрос оказался низким.

При этом увеличение антидемпинговых мер против Китая может дать шанс российским компаниям, так как экспорт для них — это одна из самых главных задач на ближайший год. Российские поставки за рубеж упали из-за санкций и неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке. В 2023 г. металлургов выручило растущее внутреннее потребление, однако в 2024 г., рост, похоже, сменится спадом. Поэтому для снижения давления на внутренний рынок требуется расширять экспорт.

Кстати с 1 января прекращает действовать экспортная пошлина на поставку стальной продукции за рубеж, что даст отечественным производителям дополнительную маржу в 7%. Одновременно с этим уже поднят вопрос о том, что государство будет поддерживать экспорт, субсидируя логистические затраты на экспорт.

Вообще для российского рынка стали большую важность начали играть макроэкономические факторы. Повышение ключевой ставки не привело к снижению темпов роста благодаря господдержке промышленности. Она дает рост ВВП, но и ускоряет инфляцию. Именно по этой причине борьба с ней идет настолько тяжело, уверен В. Тарнавский. Кроме того, действия Банка России направлены на подавление инфляции спроса, тогда как основное влияние на цены оказывают издержки. Одновременно с этим само повышение ключевой ставки уже стало мощным проинфляционным фактором.

В ближайшем будущем это может привести либо к серьезной дефляции, а значит и к экономическому кризису, либо к дальнейшему скачкообразному росту цен. И обоих сценариев хотелось бы избежать!

Оценивая перспективы российского рынка металлов на ближайшую перспективу, В. Тарнавский перечислил факторы, которые могут положительно или отрицательно сказаться на состоянии рынка.

Среди позитивных он отметил государственную поддержку экономики, реализацию инфраструктурных проектов, рост издержек и возможное сокращение производства стали и проката. К негативным он отнес высокую ключевую ставку, отмену льготной ипотеки, спад инвестиционной активности, негативные экономические ожидания, слабость мирового рынка, проблемы с международными платежами и высокую военно-политическую напряженность.

К сожалению, действие негативных факторов пока сильнее сказывается на рынке. Вполне возможно, что в 2025 г. мы станем свидетелями каких-то знаковых банкротств крупных компаний, и кризис сильно проредит ряды игроков.

Далее А. Ермаков, директор по развитию и маркетингу компании А ГРУПП, оценил ситуацию на спотовом рынке металлов. По его словам, за десять месяцев 2024 г. существенно снизились объемы отгрузок металлотрейдерам со стороны производителей. Согласно железнодорожной статистике, за этот период отгрузка конечным потребителям уменьшилась на 8%, в адрес металлоторговых компаний — на 13%. В итоге трейдеры «подсушили» складские остатки и вряд ли будут их увеличивать в ближайшие месяцы.

В текущем году А ГРУПП сохраняет доходность продаж, но при этом несколько снижает объемы реализации, заявил А. Ермаков. Хотя на следующий год перед компанией стоит задача нарастить и объемы продаж. «После слияния с Северсталью компании А ГРУПП удалось сохранить коллектив. Кроме того, появились дополнительные ресурсы и новые направления для развития. Поэтому, думаю, нам удастся реализовать этот потенциал», — добавил он.

Предполагая дальнейшее развитие событий на рынке, А. Ермаков отметил, что стоимость трубной продукции полностью зависит от стоимости рулона, из которого она производится. «Большие» металлурги демонстрируют желание сохранить уровень цен на горячекатаный лист, но при этом имеют разный уровень загрузки своих мощностей. Поэтому стоимость этой продукции может немного снизиться.

И. Андреева, директор по маркетингу ТФД «Брок-Инвест-Сервис и К», оценила состояние рынка фасонного проката, который в 2024 г. показал рост потребления. В первую очередь это связано с расширением строительства на основе металлоконструкций, поэтому в данном сегменте цены постепенно растут.

В сегменте холоднокатаного проката цена немного снижается, а в сегменте проката с покрытиями, наоборот, только увеличивается на протяжении года. Связано это с дефицитом продукции: металлурги давали трейдерам минимальные объемы, да и объемы выпуска данного проката были небольшими. В результате на рынок зашло большое количество китайской продукции, что привело к текущему избытку предложения.

Но и в таких условиях металлоторговые компании быстро приспосабливаются к изменчивой ситуации. «Я думаю, что сейчас на рынке остались сильнейшие игроки. Рынок выстроил свою внутреннюю структуру, да и в чистом виде трейдинга уже не существует. Каждая компания предлагает большой перечень сервисных составляющих и разнообразных услуг», — уверена И. Андреева.

И, в частности, на примере ТФД «Брок-Инвест-Сервис и К» был представлен опыт подобной диверсификации, который воплотился в подразделении Мастер Райт. С. Малышев, представитель компании, рассказал, что БРОК с 2004 г. занимается профессиональной обработкой металла непосредственно в местах его хранения. В распоряжении компании станки портальной плазменной и газовой резки, ленточнопильная резка, резка газом, лазерная резка и гибка листа. В среднем время расчета заявки занимает до двух часов, среднее время выполнения заказа — два-три дня. Каждый заказ надежно упаковывается и маркируется. В работу принимаются чертежи, эскизы «от руки», образцы деталей и лекала.

Еще один интересный проект презентовала А. Царева, менеджер по аналитике и коммуникациям ТФД «Брок-Инвест-Сервис и К». Речь об отдельном карьерном сайте — hr.brokinvest.ru. Его задача состоит в том, чтобы помочь соискателям сделать первые шаги к построению карьеры в ТФД «Брок-Инвест-Сервис и К». Благодаря этому проекту компания планирует расширить воронку кандидатов и ускорить процесс найма за счет целостного представления о работодателе, развивать и поддерживать внутренний HR-бренд для повышения уровня вовлеченности и удержания действующих сотрудников, а также повысить процент укомплектованности штата.

Презентация этого проекта стала логичным переходом к следующему мероприятию — награждению победителей 20-го ежегодного конкурса на звание «Лучший интернет-проект среди металлургических и металлоторговых компаний России и стран СНГ».

В конкурсе приняли участие металлургические (производители) и металлоторговые (поставщики) компании, работающие на рынке черных и цветных металлов России и стран СНГ, и имеющие свои ресурсы в интернете, а также партнеры металлургов и поставщиков металлопродукции — машиностроители, металлообработчики, литейщики, производители металлоконструкций, инструмента, оснастки и т.п.

Цель конкурса заключается в выявлении лучших интернет-решений, способствующих созданию новых коммуникаций для взаимодействия с покупателями черных и цветных металлов, позволяющих потребителям оперативно заказывать необходимую металлопродукцию для решения производственных и ремонтно-эксплуатационных нужд.

По итогам интернет-голосования в текущем году в номинации «Приз зрительских симпатий» победил проект КУПИТЬ ЗАБОР.РУ (kupitzabor.ru).

В номинации «E-commerce» кубок достался проекту Е-Металл (e-metall.ru). Лауреатами конкурса в этой номинации стали Торговый дом ММК (market.mmk.ru) и Северсталь Платформа (platferrum.ru).

Победителем в номинации «Мобильность» стал проект компании А ГРУПП (ag.market). Дипломы лауреатов конкурса получили сайты ЕВРАЗ Стил Бокс (evrazsteelbox.ru) и Нытва (mirlozhek.ru).

В номинации «Дизайн» экспертное жюри отметило проект УК «ПМХ» (ural-290.promsort.ru), посвященный 290-летию производства на Урале. Лауреатами стали Новосталь-Маркет (novostal-market.ru) и Брок-Инвест-Сервис (hr.brokinvest.ru).

За «Актуальность» приз получила Алюминиевая Ассоциация (aluspace.info), дипломы лауреатов — проекты Транслом (translom-vtormet.ru) и компания Зеленые технологии (vtorion.ru).

В номинации «Эргономичность» кубком отмечен сайт компании СПб-Гипрошахт (spbgipro.ru). Лауреатами конкурса признаны проекты компаний НЛМК (ecotech.nlmk.com/ru) и ТМК Маркет (tmk-krepeg.ru).

Приз за «Сервис» конкурсная комиссия присудила компании ЕВРАЗ Стил Бокс (evrazsteelbox.ru). Дипломы лауреатов в данной номинации получили сайты компаний Центр металлокровли (centermk.ru), Торговый дом ММК (market.mmk.ru) и Сталепромышленная компания (www.spk.ru).

Гран-при конкурса «Лучший интернет-проект 2024 г. среди металлургических и металлоторговых компаний России и стран СНГ» по всей совокупности оценок членов жюри получил проект Торгового дома ММК (market.mmk.ru).

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?