Статьи в СМИ о компаниях РСПМ

24.03.2025 Гособоронзаказ: нововведения и накопленный опыт (обзор по семинару РСПМ)


7 февраля в конференц-зале Российского союза поставщиков металлопродукции прошла рабочая встреча для руководителей и специалистов компаний на тему «Практика правоприменения норм Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ „О государственном оборонном заказе“», в рамках которой выступили Е. Гончарук и Е. Давыдова – генеральный директор и исполнительный директор Экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275», а также Р. Хамидуллин, к.ю.н., партнер Объединения производителей и продавцов металлопроката SalesMetall.

Основными темами мероприятия стали изменения в нормативно-правовой базе сферы гособоронзаказа (ГОЗ), сложившаяся практика правоприменения в этой сфере и нюансы, которые необходимо учитывать компаниям, чтобы соответствовать обновленному законодательству (в первую очередь, правила ценообразования, специфика договорных отношений в рамках ГОЗ, особенности расчетов и работа с отдельными банковскими счетами, в том числе при наличии параллельных работе по ГОЗ привычных коммерческих отношений с тем же покупателем или поставщиком). Помимо этого, обсуждались возможности и преимущества, которые дает компаниям работа в рамках ГОЗ.

Эксперты обратили внимание участников на следующие документы:

·           Федеральный закон №275-ФЗ от 29.12.2012 г. «О государственном оборонном заказе» с изменениями от 22.04.2024 г. №81-ФЗ, от 22.07.2024 г. №199-ФЗ и №200-ФЗ, от 23.11.2024 г. №415-ФЗ, от 28.12.2024 г. №511-ФЗ и №522-ФЗ;

·           Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 г. №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (вместе с «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ») в редакции от 30.05.2024 г. №715, от 12.07.2024 г. №947, от 03.09.2024 г. №1211 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2025 г.);

·           Постановление Правительства РФ от 22.08.2024 г. №1124 «Об установлении случаев представления информации о повышении цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ» (вступил в силу с 01.09.2024 г.) с учетом норм Приказа ФАС России от 23.03.2018 г. №362/16 «Об утверждении порядка рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками (подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, в целях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства» в редакции от 19.09.2024 г. №643/24 (вступил в силу 01.11.2024 г.);

·           Приказ министра обороны РФ от 08.06.2022 г. №329 «Об утверждении Перечня документов, представляемых в Министерство обороны РФ в составе обосновывающих документов при представлении предложений о цене на продукцию, поставляемую по ГОЗ, согласно пункту 37 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 г. №1465»;

·           Приказ Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 31.12.2020 г. №400 «Об утверждении Перечня документов, представляемых в Государственную корпорацию по космической деятельности „Роскосмос“ в составе обосновывающих документов при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции, поставляемой по ГОЗ, в соответствии с пунктом 37 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 г. №1465»;

·           Постановление Правительства РФ от 12.07.2024 г. №947 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» — уточнения процедуры снятия разногласий, сроки и порядок документооборота;

·           Приказ министра обороны РФ от 25.09.2024 г. №564 «Об установлении порядка, сроков и формата представления единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) государственному заказчику информации о размере сформированной ориентировочной (уточняемой) цены единицы продукции в отношении каждой партии (отдельного этапа поставки)»;

·           Приказ министра обороны РФ от 05.07.2024 г. №391 «О внесении изменения в приложение №3 к Составу и формату представления головным исполнителем, исполнителем информации, содержащейся в отчете об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренном Правилами ведения организациями, выполняющими ГОЗ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №47, и подлежащей передаче в единую информационную систему, содержащую информацию о расчетах по ГОЗ, определенным Приказом министра обороны РФ от 19.11.2018 г. №670»;

·           Приказ Федеральной антимонопольной службы России от 06.09.2024 г. №611/24 «Об утверждении периодичности, порядка и формы представления отчетных данных о фактической себестоимости поставляемой по государственным контрактам продукции, указанной в подпункте „б“ пункта 115 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 г. №1465».

Было отмечено расширение практики признания нарушений в ходе проверок целевого расходования средств ГОЗ в рамках статьи 14.55.2 КоАП РФ «Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по ГОЗ, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по ГОЗ или договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ». Также сформировалась практика привлечения к ответственности по статье 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования» и по статье 14.6.1 «Непредставление предложения о цене на продукцию по ГОЗ и информации, подлежащей представлению в соответствии с законодательством РФ в сфере ГОЗ» (с 01.03.2025 г. статья 14.6.1 утрачивает силу в связи с ФЗ от 28.12.2024 г. №500, п. 7).

Для поставщика, чья продукция поставляется в рамках ГОЗ, исключительно важно наличие подтверждения цены, так как цену поставки продукции по ГОЗ должен обосновывать поставщик. Если цена будет признана завышенной, поставщик будет обязан вернуть деньги в бюджет и может быть оштрафован. Действия контролирующих органов в 2023—2024 гг. показали, что запросы на обоснование цены поступают в том числе и поставщикам, выбранным на основе конкурентной процедуры.

Также участникам напомнили, что даже в случаях, когда поставщик уверен в обосновании цены продукции, может возникнуть необходимость отчитаться о фактических затратах, то есть представить отчетную калькуляцию, показать фактическую прибыль, а значит, представить данные раздельного учета. Спикер уточнила, что не только у органов государственного контроля, но и у головного исполнителя прямо предусмотрено право запросить, а у исполнителей в части 2 статьи 8 №275-ФЗ прописана обязанность предоставить такие данные. Как показала практика 2024 г., поставщику даже через два-три года может прийти запрос на обоснование цены поставки, а также на предоставление данных о фактической прибыли по ранее исполненному контракту.

Распространенной проблемой является неуверенность поставщика в том, какие случаи признаются поставкой по ГОЗ. Организация считается исполнителем ГОЗ в случае получения информации о работе в рамках ГОЗ или об использовании продукции для исполнения ГОЗ, в том числе:

·           на этапе преддоговорной работы (внутренняя переписка);

·           в ходе исполнения контракта при получении уведомления, что закупка осуществляется в целях выполнения ГОЗ;

·           на этапе оплаты при получении денег с ОБС на расчетный счет.

При заключении контракта на поставку продукции ответственному лицу необходимо проявлять должную осмотрительность и использовать все доступные ему возможности и инструменты для получения и проверки информации, необходимой при его заключении, в том числе уточнять у контрагента возможность дальнейшего использования продукции для целей ГОЗ.

Было отмечено, что из системного толкования судами норм закона №275-ФЗ следует, что какого-либо согласия (заявления организации и т.п.) для включения в кооперацию головного исполнителя не требуется, а само заключение исполнителем контракта с головным или с другим исполнителем подтверждает факт вхождения в кооперацию головного исполнителя. При этом включение поставщика в кооперацию головного исполнителя определяется условиями контракта (наличие или отсутствие в контракте ИГК, наличие или отсутствие условия о выполнении ГОЗ), и не зависит от способа расчетов с поставщиком.

Отмечалось, что поставщики регулярно сталкиваются с «отзеркаливанием» заказчиком условий контракта, содержащихся в контракте заказчика с более высоким звеном кооперации, которое обосновывается положениями законодательства. Эксперты пояснили, что положение Федерального закона от 28.06.2022 г. №210-ФЗ, устанавливающее обязанность головного исполнителя (исполнителя) включать положения типовых условий контрактов в контракты, заключаемые с исполнителями (ПП №1658), не содержит необходимости полного копирования условий государственного контракта в условия контракта, заключаемого с исполнителем.

Часть встречи была посвящена важности раздельного учета и использования отдельных банковских счетов при работе в рамках ГОЗ. Эксперты отметили, что приоритетная форма расчетов для участников кооперации головного исполнителя — с отдельного банковского счета заказчика на отдельный банковский счет поставщика, открытый под контракт в рамках одного идентификатора государственного контракта. Порядок банковского сопровождения и режим ОБС определен статьями 8.3—8.5 №275-ФЗ, Указаниями Центробанка и ведомственными актами государственного заказчика.

Помимо этого, существует возможность расчетов с ОБС заказчика на расчетный счет поставщика в рамках лимита 5,29 млн руб. в месяц для каждого открытого ОБС. По информации спикера, основания для квалификации расчетов участников ГОЗ с поставщиками без использования последними отдельных счетов в случаях, предусмотренных положениями Федерального закона, как несоответствующих и нарушающих действующее законодательство, отсутствуют.

Во второй части встречи Р. Хамидуллин выступил с презентацией о возможностях, которые дает работа в рамках гособоронзаказа. Одним из преимуществ работы по ГОЗ является подтверждение благонадежности предприятия и его способности четко исполнять условия договора для потенциальных коммерческих заказчиков, которые желают минимизировать риски при выборе поставщика. Участие в ГОЗ является способом получить крупные стабильные заказы на ежегодной основе, в том числе посредством тендеров на таких площадках, как АСТ ГОЗ и ЭТПРФ. Тендерные площадки позволяют не только принять участие в конкурсе, но и составить список компаний, осуществляющих закупки в рамках ГОЗ, чтобы в дальнейшем связаться с их представителями с целью прямых продаж. Спикер обратил внимание слушателей на то, что контракты ГОЗ — это сделки с гарантией оплаты, так как сам факт заключения договора на поставку по ГОЗ свидетельствует о том, что средства на последующую оплату уже выделены государством.

В ходе встречи также были рассмотрены типовые случаи и решения, ставшие характерными в деятельности контролирующих органов и судов, связанной с ГОЗ в 2024 г. Так, были проанализированы конкретные примеры из рабочей практики реальных компаний, сложности и нюансы. Участники пообщались со спикерами, получили ответы на вопросы и комментарии экспертов в отношении своих актуальных ситуаций.

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?