Новости РСПМ и компаний

27.12.2022 О долгосрочных стратегиях развития металлургической промышленности и автопрома


Михаил Мишустин провел оперативное совещание с вице-премьерами, на котором прозвучал доклад Дениса Мантурова о долгосрочной стратегии развития металлургической промышленности и о долгосрочной стратегии развития автопрома.

М.Мишустин: Подготовлены две долгосрочные стратегии. Первая определяет цели и задачи металлургической промышленности в перспективе до 2030 года.

Она направлена на стимулирование внутреннего спроса, переориентацию экспорта на альтернативные зарубежные рынки. Это предполагает дальнейшее расширение железнодорожной, портовой инфраструктуры. А также оптимизацию налоговой нагрузки и обеспечение критически важным сырьём, оборудованием, комплектующими и материалами.

Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову), расскажите о ключевых параметрах стратегии. На какие результаты планируется выйти при её реализации?

Д.Мантуров: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Подготовленная по поручению Президента стратегия нацелена на быструю адаптацию отрасли к новым условиям с возвращением в режим роста не позднее 2024 года.

Акцент сделан на трёх основных направлениях.

Первое – это расширение производственной номенклатуры, углубление переработки металлов и освоение высоких переделов. Для этого нам критически важно обеспечить технологический суверенитет в части сложного оборудования для выплавки стали и производства проката. Параллельно, формируя таким образом ёмкий спрос для отечественных предприятий тяжёлого машиностроения, в целях обеспечения сырьевой независимости продолжим поддержку разработки новых месторождений и технологий обогащения по критически важным позициям, прежде всего по марганцевым, хромовым, цинковым, литиевым рудам, а также по глинозёмам. Собственная сырьевая база обеспечит выплавку специальных, а также нержавеющих сплавов и марок стали, увеличивая консолидированный спрос на данные виды продукции. Если говорить в целом про внутренний спрос на металлургическую продукцию, то его расширение является вторым ключевым направлением стратегии.

Особое внимание мы уделили сопряжению возможностей металлургии с потребностью металлоёмких отраслей экономики. Имею в виду прежде всего строительный и транспортный секторы, топливно-энергетический комплекс, сферу ЖКХ, гражданское машиностроение и оборонно-промышленный комплекс.

Нами проанализированы все государственные программы, национальные проекты, документы стратегического планирования смежных отраслей. Всего в стратегии обозначены перспективные проекты по 20 технологическим направлениям, в том числе для автопрома, желдормаша, медицинской промышленности, водородной энергетики и аэрокосмической индустрии. Это открытый список, и мы будем его пополнять по мере поступления запросов. Под расширение спроса продолжим обновлять стандарты, своды правил и технические регламенты.

В частности, с Маратом Шакирзяновичем разработан план мероприятий по стимулированию возведения модульного жилья на металлокаркасе. Его реализация обеспечит перевод на эту технологию до 30% массового жилищного строительства.

Также стратегия предусматривает актуализацию нормативных сроков службы металлоизделий и оборудования в соответствии с современными требованиями безопасности.

Третье направление – это экспорт. В условиях санкций приоритетными направлениями внешних поставок становятся рынки Турции, Китая, стран ЕАЭС и СНГ, государств Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Наши предприятия при участии торговых представительств уже ведут переориентацию экспорта, и в рамках профильного национального проекта будут предусмотрены меры поддержки логистики. Также в стратегии отражены вопросы подготовки кадров, декарбонизация отрасли и меры, направленные на снижение конечных цен для наших потребителей.

Всё это должно обеспечить достижение целевых показателей. По готовому прокату чёрных металлов к 2030 году мы рассчитываем на рост производства на 33%, а по цветной металлургии основной акцент делаем на увеличение потребления на внутреннем рынке. Целевой ориентир к 2030 году – плюс 28%, во многом за счёт увеличения доли продукции высоких переделов.

Особо хотел бы отметить, что в обновлённой стратегии мы учли интеграцию предприятий новых территорий, а также расположенную в них сырьевую базу.

М.Мишустин: Развитие металлургии – важное направление. Оно необходимо для позитивных изменений у многих-многих смежников, включая и автомобильную промышленность. Именно на это нацелена ещё одна стратегия, которую мы сегодня обсудим. Проект рассчитан на более длительный период, до 2035 года, и задачи, которые здесь предстоит решить, ещё более масштабные. Нам нужно будет не только сформировать условия для насыщения внутреннего рынка автомобилями сейчас, когда многие зарубежные корпорации под давлением своих властей ушли из России, но и создать собственную компонентную базу с максимально широкой номенклатурой – от самых простых деталей до сложных элементов. И в рамках такой работы необходимо, конечно, развивать и новые перспективные направления. Например, не только производить электромобили, но и создавать инфраструктуру зарядных станций для них, расширять использование газомоторного топлива, водорода.

Денис Валентинович, какие изменения произойдут в отрасли благодаря реализации долгосрочной стратегии?

Д.Мантуров: Предлагаемая стратегия разработана с учётом национальных целей развития и Транспортной стратегии. Она сопряжена также с инициативами Правительства по электромобилям, водородной энергетике и беспилотным логистическим коридорам.

Предлагается её реализовать в три этапа. В краткосрочной и среднесрочной перспективе главными целями являются обеспечение технологического суверенитета автопрома и удовлетворение спроса – в основном за счёт высоколокализованной продукции и увеличения количества автомобилей, выпускаемых на одной платформе. Эта унификация позволит масштабировать собственную компонентную базу. Будут скорректированы требования к участию иностранных партнёров в производстве комплектующих. Имею в виду создание совместных предприятий с контрольным пакетом и правами на интеллектуальную собственность именно у российской стороны.

На разработку компонентов и материалов предлагаем направить основную часть госфинансирования через действующую специализированную программу Фонда развития промышленности. Её объём благодаря Вашему, Михаил Владимирович, решению увеличен в этом году до 50 млрд рублей. Дополнительно задействуем общесистемный механизм кластерной инвестиционной платформы, который мы запускаем в следующем году.

Учитывая глобальные тренды автопрома и задачу технологического суверенитета, мы сфокусируемся на развитии гибридов и электромобилей, машин на водородных топливных элементах, а также на технологиях автономизации транспорта. У нас уже есть наработки по данным направлениям. В частности, КамАЗ и ГАЗ производят электробусы, «Москвич», «Моторинвест» и «Автотор» осваивают рынок легковых электромобилей. Под это «Росатом» строит гигафабрику для производства накопителей. И в целом по электромобилям к 2035 году мы должны выйти на 25% доли рынка.

В свою очередь «Аурус», ГАЗ и КамАЗ реализуют проекты на водородных топливных элементах. Безусловно, всё это найдёт применение по мере развития зарядной и заправочной инфраструктуры, о которой Вы сказали.

То же самое можно сказать и про газомоторную технику. Для нашей страны это одно из наиболее привлекательных направлений снижения углеродного следа, что обусловлено, с одной стороны, масштабами северных и удалённых территорий, где электромобили менее актуальны с учётом сегодняшних технологий. С другой стороны, у нас доступный газ и полная технологическая готовность автопроизводителей перевести автомобили на этот вид топлива.

Расширение парка экологичного транспорта будет поддержано в рамках программ стимулирования спроса. Такие программы сейчас работают в отношении классических машин, электромобилей и газомоторной техники. К ним добавим и водородный транспорт.

Ещё одно важное условие – снятие регуляторных барьеров, прежде всего по автономизации транспорта. В сфере такси такие проекты реализует «Яндекс», по грузовым магистральным автомобилям – КамАЗ. И здесь необходима разработка законодательных положений по ответственности в увязке с правилами дорожного движения. А использование отечественных программных платформ позволит ежегодно на 15% наращивать применение сервисов мобильности, имею в виду каршеринг и другие арендные схемы.

При реализации стратегии предусмотрены базовый и целевой сценарий. В обоих вариантах задачи технологического суверенитета, обозначенные Президентом, будут достигнуты. Но в целевом сценарии с увеличенным объёмом государственной поддержки рассчитываем уже на первом этапе до 2025 года выйти на более амбициозные показатели. А именно утроить производство автокомпонентов и в два раза увеличить суммарный выпуск всех видов автомобилей. За счёт этого нарастим свою долю на внутреннем рынке с 40 до 80% к 2030 году.

Михаил Владимирович, обе стратегии проработаны с коллегами. Предлагаю, если не возражаете, утвердить их на ближайшем заседании Правительства.

М.Мишустин: Спасибо, Денис Валентинович. Да, поддерживаю. Необходимо максимально быстро приступить к реализации всех наших планов. От успеха будет зависеть не только развитие этой, безусловно, важной для экономики отрасли, но и уровень жизни миллионов наших граждан. Современный автопарк обеспечивает высокую мобильность жителей и бизнеса.

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?